Мы – крещеные люди. Среди населения, проживающего в России, 98 % принявших таинство крещения. И только 3 % регулярно посещают церковь, живут христианской жизнью.
Что мешает остальным? Ряд неразрешенных вопросов, касающихся церковной жизни. Некоторые неловко озвучивать, а ответы на иные не удовлетворяют. Стоит разобраться с наиболее острыми из них.
Ответы светских людей на «острый» вопрос
«Почему Вы не ходите в церковь?» - люди отвечают по-разному. Кто-то стыдливо опускает глаза, ссылаясь на наличие множества грехов. Вроде человек понимает необходимость посещения церкви и участия в Таинствах, но стесняется исповедоваться.
Иные сердятся на вопрошающего. И озвучивают свои причины - смущает наличие установленных цен на те или иные требы, дорогие машины у священнослужителей, агрессия со стороны верующих.
Исходя из практики, ответы выглядят так:
- Зачем туда идти, Бог в душе.
- Да заелись ваши попы, на «Мерседесах» и «Майбахах» раскатывают! В храме за все платить надо!
- Там старухи злые. Не тут встал, не так свечку поставил, одет не так – из-за всего придираются.
- Да стыдно… Грехов у меня много…
Рассмотрим каждый ответ подробно.
Бог в душе
Многие люди верят в Бога, но отказываются ходить в церковь. Заходят несколько раз в год, водички святой взять, куличи и яйца освятить, свечечку поставить. Но постоянное хождение – кому оно надо? «Бог внутри нас» – говорят они.
Что дает посещение церкви? Церковь – греческое слово, переводится как дом Господа. В ней находится сам Спаситель. Господь предлагает христианам общение с Собой через принятие Святых Таин.
Святые Христовы Тайны – Причастие, установленное Господом на Тайной Вечери. Это был последний земной вечер Иисуса Христа, знавшего о грядущем предательстве Иуды, своих страданиях и принятии позорной смерти на кресте. Спаситель оставил своим ученикам – Апостолам и всем христианам – собственные Тело и Кровь. Господь преломил хлеб со словами:
«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» - слова указаны во всех четырех Евангелиях. Новый Завет или Евангелие – жизнеописание Иисуса Христа от рождения и до смерти. Книги составлены четырьмя Апостолами – учениками Спасителя: Иоанном Богословом, Марком, Матфеем и Лукой.
Возвращаемся к Тайной Вечери. После преломления хлебов, Иисус Христос благословил чашу с вином и произнес:
«Пейте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление грехов».
Таким образом, Господь заповедал своим последователям причащаться. Приобщаясь Святых Тайн, человек соединяется с Господом. Отказываясь от посещения церкви, человек сам себя лишает общения с Христом.
«Попы» на «Мерседесах»
Среди светских людей данный ответ встречается чаще остальных. Народ возмущается установленными в храмах расценками на совершение треб или покупку свечей.
Дорогие «иномарки» священников – особая тема. Люди отказываются понимать, почему какой-то «поп» на «Мерседесе» ездит, а они – честные трудяги – вынуждены брать кредиты, дабы купить простенькую иномарку.
Давайте разберемся с «попами» и «мерседесами», а также – установленными размерами пожертвований.
В обычной среде мало кто знает, как покупаются машины для священников. Неравнодушные прихожане собирают средства для этого. Звучит странно, однако – факт. Недавно был случай, когда в N-cком приходе молодому настоятелю собирали на автомобиль его прихожане. Купили семейное авто, вручили ключи. Зачем это сделали?
Дело в том, что священник, получивший неожиданный подарок, живет в сельской местности. Храм, в котором он служит, расположен в городе. Батюшка занимается ремонтом обветшалого здания, совершает требы (ездит исповедовать и причащать), посещает местные детский дом, хоспис и дом престарелых. Без машины в таких условиях сложно. Батюшке, как отцу пятерых детей, можно только мечтать о хорошем автомобиле. А детей нужно возить в школу, покупать продукты на семью – количество легко себе представить, часто выезжать на требы по ночам, когда городской транспорт перестает работать. Прихожане, любящие своего пастыря, посовещались, обдумали перечисленные факты и сделали такой подарок.
Еще встречаются богатые люди, окормляющиеся у того или иного священника. Они щедро жертвуют на храм, делают батюшке дорогие подарки, включая машины и квартиры.
Сановитым священникам выделяется машина от епархии. Такое встречается в крупных городах, как правило.
Теперь поговорим об установленных ценах на требы или церковную утварь.
Священники не получают зарплаты от государства, содержание ложится на плечи епархии и прихожан. Надо заплатить за электричество в храме, закупить свечи и прочие атрибуты, необходимые для службы, содержать воскресные школы, осуществлять социальное служение. Если нет богатых спонсоров, настоятель вынужден устанавливать фиксированные расценки. Ведь мало кто готов делать большие пожертвования. Люди предпочитают больше получать, нежели отдавать. К примеру, подать энное количество записок, взять несколько свечей, а положить в тарелочку для пожертвований минимум. Вот и приходится священнику решать финансовые вопросы, вызывая возмущение среди светских лиц.
Суровые церковные бабушки
Они повсюду. Возле каждого подсвечника. Суровые церковные прислужницы, очищая подсвечник, бдительно смотрят за вошедшими в храм. И горе тому, кто нарушит их законы. Идете по свежевымытому полу? Ставите свечу левой рукой? Долго стоите перед иконой? Девушки «неприлично» одеты, а мужчины – в шортах? Грозная старушечья рать тут как тут.
Шутки шутками, однако такие бабушки надолго отбивают охоту посещать храм, дабы поставить свечку. О каких службах может идти речь, раз верующие настолько агрессивно настроены. Вот люди и предпочитают держаться подальше от православных христиан, ибо бабушки – «визитная карточка» храмов, по ним судят о всех верующих.
На самом деле, грозных бабушек легко сделать добрыми. Достаточно скромно опустить голову и сказать волшебное слово:
- «Простите» - старушка моментально теряется, ибо ожидает совершенно иной реакции, - «Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить?».
Произнести данную фразу тяжело, особенно когда бабулька настроена воинственно. Но церковные старушки – не повод для того, чтобы уходить из церкви и больше не посещать. Если бабуля продолжает гнуть свою линию, необходимо обратиться к дежурному священнику. Батюшка действует на нее отрезвляюще – проверено практикой.
Ложный стыд
«Грехов много», «стыдно исповедоваться» - часто говорит старшее поколение. Встречаются такие заявления и среди молодых людей, но гораздо реже. Как объяснить, что стыд – ложный, надуманный?
Есть замечательное стихотворение, написанное одной монахиней. В нем приведены следующие строчки:
«Что, фарисеи, вы в такой унылости?
Или трудно вам понять?
Не жертвы Я хочу, а милости…
На покаяние грешников призвать…»
Речь идет о Евангельских событиях, в которых принимал участие Господь, мытари, грешники и фарисеи. Мытари считались самыми низкими слоями общества, ибо являлись сборщиками подати. Фарисеи – зажиточные горожане, члены религиозно – политической партии. Находясь рядом с Господом, они с ужасом наблюдали, как Тот ест и пьет с «маргиналами», говоря современным языком. Мытари и грешники не были таковыми, но фарисеи оценивали их данным образом. И задавались вопросом: зачем же Спаситель мира вкушает пищу в столь сомнительной компании, не гнушаясь «отбросами общества»? Иисус Христос услышал, о чем говорят фарисеи, дал ответ:
«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Не жертвы хочу, но милости. Ибо Я пришел призвать грешников к покаянию».
К чему все сказанное? Да к тому, что сам Иисус Христос пришел на землю ради спасения грешников. Он призывает их к покаянию, желая спасти и ввести в Царство Небесное.
Человеку стыдно исповедоваться перед священником. Батюшка – всего лишь свидетель покаяния, связующая нить между Богом и исповедником. Мы исповедуемся перед Господом, поэтому необходимо отбросить ложный стыд.
Иногда бывает сложно переступить через него, особенно при наличии тяжких грехов. Тогда исповедь пишется на листочке и зачитывается священнику. В отдельных случаях, кающийся может отдать записи батюшке и попросить, чтобы тот прочитал самостоятельно.
Лучший способ отбросить ложный стыд, помнить о том, что все мы смертны. Рано или поздно наступит личный конец, а значит, придется держать ответ перед Богом за свои проступки. Грехи, исповеданные перед священником, прощены самим Богом. Куда хуже предстать перед Спасителем с не прощенными прегрешениями. Вот где будет страшно и стыдно, только уже поздно приносить покаяние.
Заключение
Мы стесняемся касаться «острых» вопросов. Хотелось бы верить, что ответы, данные в материале, разрешат сомнения читателей по тому или иному поводу. Помоги Господи каждому!